dwarfdoc (dwarfdoc) wrote,
dwarfdoc
dwarfdoc

Categories:

"Самая успешная авиаатака" британских ВВС.

«Кап Аркона» и «Тильбек». Британские военные стараются как можно реже упоминать название кораблей, оставивших темное пятно на их репутации.

Когда исход войны был ясен, Гиммлер отдал распоряжение об уничтожении узников концлагерей. С этой целью было принято решение – загрузить КаЦетников на корабли и затопить их в Балтийском море. Документального подтверждения этому приказу нет, и, например, гауляйтер Карл Кауфманн уверял, что узников планировали отвезти в Швецию или Норвегию.
В бухте Любека за прием на борт заключенных отвечали: круизный лайнер «Cap Arcona», грузовое судно «Thielbek», корабль «Athen». Контролировал процесс корабль «Deutschland».

«Кап Аркона» некогда был крупнейшим лайнером Германии. Водоизмещение 27561 брт. Совершал круизы в Южную Америку. И даже «снялся» в фильме – играл «Титаник». Такая злая усмешка судьбы. Корабль, ныне находящийся в лидерах списка самых крупных морских катастроф, «примерил» на себя роль, сыграв более известный «Титаник», числящийся ныне на 10-й позиции.

С середины апреля в Германии начались «Марши смерти». Заключенных гнали на север, к кораблям. До 50% людей погибало. Ослабевшие узники расстреливались, либо сжигались в домах и сараях.

19 апреля 1945 года началась погрузка заключенных на суда «Кап Аркона» и «Тильбек». Капитаны кораблей – Бертрам и Якобсен отказались принимать людей на борт. Однако, под угрозой расстрела, разрешили погрузку. Руководил процессом Кристоф-Хайнц Гериг «прославившийся» своими якобы медицинскими экспериментами в лагере «Нойенгамм».

2 мая на судах в бухте Любека находилось более 13000 человек. На «Кап Аркона» уже было доставлено 6500 заключенных и 600 эсэсовцев, на «Афины» - более 2000 человек, на «Тильбек» - 2800 человек. Сколько узников еще оставалось в живых, сказать трудно. Уже почти две недели люди в трюмах не получали ни воды, ни пищи.
Баржи и мелкие суда с заключенными продолжали прибывать. На тот момент на их борту было, по разным данным, от 1000 до 2000 узников.

3 мая в 12.30 «Athen» был отправлен в Нойштадт, чтобы забрать партию заключенных из лагеря Штутхоф. Остальные суда остались на рейде.
Тем же утром британские эскадрильи получили приказ об уничтожении немецких судов в гавани Любека.
В 13.00 немецкому руководству стало ясно, что суда переполнены, и принять больше узников корабли не могут. На берегу установили пулеметы. Баржи подогнали ближе к берегу.
Около 14.00 солдатам СС и бойцам Гитлерюгенд было приказано уничтожить людей на баржах. Огнем со здания школы подводников до начала налета авиации было расстреляно более 500 человек.
11Практически одновременно с этим, в 14.30, британские самолеты начали авианалет.
263-я эскадрилья под командованием Мартина Румбольта атаковала судно «Кап Аркона». На каждом из восьми самолетов было по восемь ракет. Все 64 попали в цель.

Следом боевой заход совершила 198 эскадрилья Джонни Болдуина. Пять самолетов атаковали военный корабль «Германия», четыре – «Тильбек». «Thielbek» и пошел первым ко дну, спустя всего 20 минут после успешной атаки. Находившихся на поверхности моря людей пилоты добивали из пулеметов. В итоге выжило около 50 членов экипажа и охранников и около 50 заключенных.

Поразительную точность продемонстрировала и 197 эскадрилья, сбросившая следом за этим 16 бомб на «Кап Аркона». 15 из них попали в цель. С «Cap Arcona» спаслось примерно 490 человек из 600, составлявших экипаж судна и охрану. Включая капитана. Судно перевернулось. Позже, британцы спасли успевших выбраться из судна и удержавшихся на киле – 314 узников и 2 членов экипажа.

С «Афин», находившихся в момент налета в Нойштадте, на следующий день союзными войсками было спасено 1998 заключенных.

Всего, по британским оценкам, налет ВВС унес жизни более 6500 узников. Еще 500 расстреляли немцы с береговых пулеметов. 7000 – это минимальная цифра, звучащая в материалах по данному инциденту. Считается, что она занижена. В других источниках называют до 13000 погибших.

В морских реестрах числится, что на борту «Кап Аркона» погибло 5594 человека. И это вторая по величине морская катастрофа в истории человечества. «Тильбек» с приблизительно 2800 погибшими занимает седьмое место в этом печальном списке.

В 1950 году «Кап Аркона» был разрезан водолазами и утилизирован. Спонсором проекта стала компания Rolls Royce, которая была производителем ракет, уничтоживших судно. В задачу водолазов входило четко документировать ход работ и произвести тщательную съемку повреждений затонувшего корабля. Нужно это было, чтобы доказать эффективность ракет потенциальным покупателям.
«Тильбек» был поднят со дна, восстановлен и продолжил морскую жизнь под новым именем. Долгое время ходил под панамским флагом. Закончил карьеру в югославском Сплите аж в 1974 году. Это единственный случай, когда судно, на котором погибло столько человек, было позже восстановлено и успешно эксплуатировалось.
«Афины» перешли по контрибуции СССР и получили название «Генерал Брусилов». Позже корабль передан Польше, где использовался на рейсах Гдыня – Буэнос-Айрес.

Про трагедию в бухте Любека многие предпочитают молчать, несмотря на огромное количество жертв. Первый документальный фильм появился лишь в 1995 году.
по английски читать тут
Tags: Интересно, История
Subscribe

  • Так умирают моллы

    Оригинал взят у hvv в заброшенные мега-моллы в США. Дух апокалипсиса. 50+ фото В период расцвета общества потребления по всей стране…

  • ХоРРошая подборка.

    Вот туточки очень советую почитать. Навскидку нет Сида "Crazy Diamond" Баррета и основателя "Машины времени" и…

  • Мысли на ту же тему...

    Вне интернетов (ц) у меня был небольшой разговор по поводу недавнего поста про представителей РПЦ, да и самой РПЦ, благословившей установку памятника…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments