?

Log in

Previous Entry | Next Entry

23 июля 1983 года "Боинг-767" авиакомпании "Air Canada" (бортовой номер 604) был неправильно заправлен топливом. В то время Канада переходила на литры и все стороны, участвовавшие в пересчетах керосина на дозаправку банально облажались.

Итог - в один прекрасный момент самолет на высоте 8000 метров превратился в замечательный 132-тонный, движущийся исключительно по инерции, контейнер. Без двигателей и половины приборов (отключились, поскольку работали от двигателей). Единственное, что работало в самолете - это аварийный ветрогенератор, благодаря которому поддерживалось давление в гидравлической системе. Право, я не знаю, как себя чувствовали 69 обитателей железного ящика, оказавшиеся на такой высоте.
Второй пилот Морис Квинтал, полистав инструкцию, не обнаружил раздела "Что делать, если вырубились все движки, а жить хочется". Поскольку КВС Боб Пирсон в свое время занимался планеризмом а выбора все равно не было - решили планировать до ближайшего аэродрома.
Проблема была в подсчете скорости снижения - работал только спидометр, который показывал падение скорости от начальных 900 км/ч. На конец полета, скажу сразу, упал до 400 км/ч. Альтиметр (показывающий высоту) отключился. С помощью механического резервного прикинули, что снижаются со скоростью 1,5 км на 19 км полета.


Роберт (Боб) Пирсон

Квинтал сказал, что знает хорошее заведение с блэк-джеком и шлюхами старую авиабазу неподалеку (примерно 8000 метров вниз и чуть вбок). База называлась Гимли (не в честь того поца, что у Толкиена, а тот, что "Дом огня" в "Малой Эдде"). Квинтал когда-то дембельнулся с этой базы и уговорил командира свернуть к местам боевой славы. Но в тот день у фортуны было игривое настроение.
На поле бывшей авиабазы организация "Виннипег Спортс Кар Клаб" устроила в честь субботы тусовку, с гонками на той самой ВВП. Сама полоса для этих целей использовалась регулярно, в центре даже был разделительный барьер, позволяющий проводить параллельные гонки (на фото ниже он есть). По краям полосы народ пил пиво, жарил мясо и всячески наслаждался жизнью, даже не предполагая какой супрайз может свалиться на их головы. В принципе, Пирсон мог в одиночку выпилить весь данный "клаб" из списка существующих организаций.

Не знаю насколько нескучно было в салоне в в процессе снижения, но вот дальше началась истинная веселуха. Во первых нужно было выпустить шасси. С этой целью самолет встряхнули. Шасси выпали. Две задние стойки даже встали на замок. Пассажиры, думаю, начали о чем-то догадываться. Появились первые кирпичи. Смайл.
Для посадки Боб Пирсон использовал (как я понимаю, единственный раз в мировой истории) в процессе посадки большого авиалайнера прием из арсенала планеристов. Называется он "скольжение на крыло", он же "sideslip". Эта милая процедура выглядит так: самолет ставится "на крыло" и у пассажиров есть выбор: смотреть в нижний иллюминатор на землю, в верхний на небо, но при этом продолжать срать кирпичами. Нос самолет, кстати, уводится в сторону от курса, как показано на картинке. Скорость, соответственно, падает до нужной. Состояние пассажиров "от щастья, что они это испытали" не передается описанию.



Уверен, что не меньше кирпичей появилось на аэродроме имени товарища Гимли, когда они увидели аэробус, направляющийся к ним, положение крыльев которого не предвещало, что садиться вообще входит в его планы. Но, в последний момент самолет выровнялся и опустился на полосу. Передняя стойка подломилась и он весело начал приближаться к тусовке автолюбителей. Надо сказать, что в момент посадки скорость была 320 км/ч, так что субботние гонки однозначно выиграл экипаж Пирсон-Квинтал.
Под спецэффекты в виде дымящихся и лопающихся колес, и шлейфа искр из-под гондолы самолет направился к автолюбителям. Чтобы они лучше могли рассмотреть посадку во всех деталях, он подъехал поближе. Как пишут, остановился в 30 метрах от группы встречающих.

Далее все получилось просто и буднично: скинули надувные трапы, выгнали пассажиров наружу, чтобы проветрить салон. Начавшийся пожар потушили автолюбители обычными автомобильными огнетушителями.
Причиной нескольких легких травм, полученных пассажирами, была не посадка. А поспешная высадка из заднего аварийного выхода. Хвост был слишком высоко и при скатывании по трапу банально не хватило высоты.


Квинтал в 1989 года сдал экзамен на КВС и летал на многих самолетах, как уверяют, и на борту №604 тоже. Пирсон в 1993 вышел на пенсию.
Ремонт самолета сделали на аэродроме Гимли за 2 дня. И он своим ходом улетел на базу, где полный ремонт обошелся в 1 млн долларов. Вскоре он вернулся в строй и использовался до января 2008 года.
авиабезопасность
и тетя вика
и еще какой-то сайт

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
sakv_79
Jul. 23rd, 2013 11:59 am (UTC)
Железные нервы у пилотов.
Я бы после такого аэропорт километров за 500 объезжал.
dwarfdoc
Jul. 24th, 2013 03:29 pm (UTC)
пилоты - ладно, они хоть знали, что происходит.
А вот пассажиры - думаю переквалифицировались в фанатов жд и авто транспорта...)))
(Deleted comment)
dwarfdoc
Jul. 24th, 2013 03:28 pm (UTC)
как говорят: "со стальными яйцами"
_hog_
Jul. 24th, 2013 06:52 pm (UTC)
не дай бог когда-то узнать что чувствуют участники такого "приключения" на высоте 8км...
dwarfdoc
Jul. 26th, 2013 03:57 am (UTC)
аха
yahobab
Jul. 24th, 2013 08:13 pm (UTC)
...а я всегда самолеты планерами называю ...

Вот теперь пост был замечен, спасибо! :о)
dwarfdoc
Jul. 26th, 2013 03:57 am (UTC)
ура!
не зря написал второй пост
cynical_medpred
Oct. 2nd, 2013 05:57 am (UTC)
Нахрен, нахрен. Я и так-то летать боюсь...
dwarfdoc
Oct. 2nd, 2013 05:59 am (UTC)
зато, как вяснилось, и кусок железа летать способен...))))
cynical_medpred
Oct. 2nd, 2013 06:14 am (UTC)
Интересно, по приземлению, никому из пассажиров штаны не пришлось менять?))
cynical_medpred
Oct. 29th, 2013 04:25 pm (UTC)
Нафиг, нафиг...
toto_iono
Dec. 18th, 2013 09:17 am (UTC)
Да, история с хорошим завершением. Людям несказанно повезло, что КВС был планеристом, иначе финал был бы совсем другой.
По NG была серия про этот случай.
minashaitan
Oct. 19th, 2016 10:11 am (UTC)
Эту историю смотрел по NG в "Расследованиях авиакатастроф", но стиль изложения порадовал от души. Спасибо :)
teheran1943
Oct. 20th, 2016 01:32 pm (UTC)
стиль изложения порадовал от души.
+мильён

Отлично написано!
kpbicmah
Oct. 20th, 2016 04:43 am (UTC)
Отлично изложено, спасибо!
igor_piterskiy
Oct. 20th, 2016 01:07 pm (UTC)
- Диспетчер, диспетчер, это борт 777. У нас отказали оба двигателя, что делать?!
- Повторите номер борта.
- 777!
- Вычеркиваю.
cr_it
Oct. 20th, 2016 06:11 pm (UTC)
> Пассажиры, думаю, начали о чем-то догадываться.
Думаю, они начали о чём-то догадываться существенно раньше - когда наступила тишина :)
alykel_hater
Oct. 20th, 2016 08:15 pm (UTC)
Душевно описано. Спасибо!
ya_miha
Oct. 20th, 2016 10:13 pm (UTC)
"железный ящик", "полистав инструкцию". Ну вы всё серьёзно это пишите? :)
В самолёте не так уж и много железных частей. Связано всё это с тем же весом машины.
А инструкцию листают на курсах подготовки.
(Deleted comment)
Justin Gaud
Oct. 24th, 2016 06:44 pm (UTC)
Ти лох
Тому що лох
som
Oct. 21st, 2016 02:39 am (UTC)
А-330 Transat - самое длинное планирование.
korneev14
Oct. 21st, 2016 06:26 am (UTC)
а как он с "на крыло" не стал заваливаться?
svoi051
Oct. 25th, 2016 09:28 am (UTC)
дык там не кирпичи...
а бетонные блоки вываливались.)))

слава Богу в этой истории все живы
( 26 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2015
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner